В
соответствии со статьей 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями
которого являются человек, его жизнь, права и
свободы.
Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев: «Казахстан – светское
государство, поэтому наша политика в религиозной сфере направлена на укрепление
межконфессионального мира и толерантности. Свобода совести у нас гарантирована
Конституцией».
Ценностью светского государства является функция сохранения баланса
интересов как верующих, так и неверующих, способного обеспечить независимость и
невмешательство в сферу своей компетенции религиозных объединений и
государства. Однако она не отменяет со стороны государства социальное
партнерство с традиционными религиями в сфере сохранения культурного и
духовного наследия, патриотического воспитания молодежи, профилактики
преступности, борьбы с социальными пороками общества.
Принцип светского государства связан с двумя встречными процессами –
секуляризацией и десекуляризацией.
По различным данным, доля светских государств преобладает. 75 стран имеют
государственную религию – или в законодательном порядке, как Иран или Дания,
или де-факто, как Израиль. 113 стран официально государственной религии не
имеют.
В общественных науках секуляризация рассматривается не только как процесс
отделения государства и религии, но как обеспеченность права свободы выбора
индивидом той или иной веры. Поэтому рост численности верующих может не
представлять угрозы секуляризации.
Между тем, сегодня эксперты отмечают процесс десекуляризации, т. е.
принятие на уровне государств не только религиозной идеологии, но и
религиозного права. Особенно выразительными в этом отношении являются процессы
вокруг ислама – как наиболее пассионарной и растущей мировой конфессии.
До определенного периода в экспертном и научном мире доминировало мнение,
что человеческая цивилизация окончательно двигается в сторону утраты
религиозности. Этому способствовали научные открытия, индустриализация и
технологический прогресс ХХ века.
С эпохи возрождения возобладала рациональная картина мира, что все во
вселенной и в жизни человеческой цивилизации может быть объяснено с
материалистической точки зрения. Свою роль в этом играло противоборство
капиталистической и коммунистической идеологий. Как коммунизм способствовал
социал-демократическому крену западной идеологии, так он же способствовал
возобладанию материалистической концепции мира.
Между тем, эксперты отмечают рост влияния религий в общественной жизни в
глобальном масштабе.
По мысли Н.А. Назарбаева, высказанной в 2006 г. на Съезде лидеров мировых и
традиционных религий, иррациональному опыту религиозности также должно быть
место. Она – как «отдушина», позволяющая современному человеку питаться
духовностью в условиях, когда весь мир стал сверх прагматичен, что уже само по
себе вызывает сомнения по поводу его разумности. Поэтому религия не становится
реликтом. Она получает новые импульсы, стимулы для подъема. «Искать основу для
диалога через божественное в человеке, а не через человеческое в божественном».
При всей абстрактности этого принципа, он очень важен».
С учетом таких мировых тенденций сегодня наблюдается изменение моделей
светского государства. Государство может дистанцироваться от религии, но не
может таким же образом поступать в отношении граждан, исповедующих ту или иную
веру.
Как известно, 11 октября 2011 года в действие вступил Закон
Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Важность данного Закона заключается в том, что он своим
положением утверждает Республику Казахстан:
– демократическим, светским государством;
– подтверждает право каждого на свободу совести;
– гарантирует равноправие каждой личности, независимо от ее
религиозного убеждения;
– признает историческую роль ислама ханафитского направления и
православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа;
– уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием
народа Казахстана;
– признает важность межконфессионального согласия, религиозной
толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.
Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»
подтверждает силу важности и значимости принципа светскости, заложенного в
фундаментальных положениях Конституции (Основной Закон) Республики Казахстан.
Саккулаков А.К, и.о. руководителя КГКП
«историко – краеведческий музей Осакаровского района»
Комментариев нет:
Отправить комментарий