Многих сегодня
беспокоит вопрос: как оставаться современным, прогрессивным государством, при
этом, не утратив духовность, культуру и ментальность государствообразующего
этноса? Что такое светский принцип конституционного строя и не противоречить ли
это интересам развития ислама в Республике Казахстан?
В ответе на этот вопрос: ислам четко
расставляет приоритеты и уровень ответственности. Пророк Мухаммад (мир ему и
благословение Аллаха), не призывал к тому, чтобы ради власти, привилегий или
богатства менять одних правителей на других. Основа - «нет в религии
принуждения».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение
Аллаха), постоянно призывал изгнавших его мекканцев к миру, и в местности Худайбийя
заключил договор, содержавшие значительные уступки со стороны мусульман. Он не
настаивал на том, чтобы мекканцы признали его Пророком, признал их право
удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить
хадж на следующий год – чтобы избежать кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и
доведения религии до остальных.
Этот
пример является исчерпывающим доказательством того, что мир отвечает интересам ислама, а значит и самих мусульман. Приветствие
«Ассаламу алейкум» означает пожелание мира. Напротив, развязывание войны,
агрессии, нетерпимости, когда люди не прислушиваются к доводам разума, отвечает
интересам тех, кто противится распространению ислама, стремится сохранить
зависимость человека от страстей, чтобы управлять ими.
Одним словом, в исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в
обществе, соблюдая общественный договор. Таким же образом,
Конституция гарантирует право на свободу совести вероисповедания. Кроме того,
ислам в понимании ханафитского мазхаба признается в качестве традиционной
религии в Казахстане, согласно Закона «О религиозных объединениях и религиозной
деятельности» от 2011 г.
Мы за время независимости выработали
правила: равного отношения к человеку независимо от его вероисповедания,
исключая те случаи, когда следование религии создает прямую угрозу жизни и
здоровью человека, посягает на устои общества.
Такой принцип государственной политики
по отношению к вероисповеданию называется светским. Зачастую светским ошибочно
называют общество, необоснованно отождествляя светскость как принцип
государственной политики и секуляризм/атеизм как существующее в обществе
отношение к религии, иногда доминирующее. Хотя Президент страны четко сказал,
что «светское не значить
атеистическое».
Светскость – это принцип государственной
политики, заключающийся в равном отношении к человеку или группе независимо от
его вероисповедания. Мусульмане не нуждаются в привилегиях, они за равное
отношение. То есть за соблюдение светского, равноудаленного отношения, когда
человека оценивают не по его религии, а по реальным поступкам. Ислам это –
ответственность, а не привилегия. Но очень часто либо по невежеству, либо
злонамеренно, непросвещенные люди стремятся необоснованно отождествить атеизм и
секуляризм со светскостью, выставляя себя как бы в нейтральном положении по
отношению к религии, хотя это не так. Это не нейтралитет, а отрицание роли и
значения религии в жизни общества. Поэтому светское означает равное, а не равнодушное отношение к религии.
Принцип управления государством основанное на
светских началах является уникальной и единственной моделью управления в
многоконфессиональном и полиэтничным государстве, каким сегодня является
Казахстан.
Светскость не означает отказ от религии. К примеру,
США - светское государство, а чиновники, военные, свидетели в суде клянутся на
Библии, говорят избирателям: "God bless You". В Великобритании глава
государства - королева - является также главой Англиканской протестантской церкви.
В Германии церковный налог собирает государственная налоговая служба.
Светскость не есть изгнание религии на задворки общественной жизни.
Некоторые мусульмане и не мусульмане могут
возразить, разделяя ошибочное мнение, что ислам и светскость, абсолютно несовместимы. Более того, некоторые
последователи крайних идей считают, что принципы светскости и религия ислам –
противоположны, а по определенным вопросам даже враждебны.
Хотя напротив исламская
догматика позволяет не только
гармонировать с идеей светскости, но и допускает возможность становления её
неотъемлемой составной частью как основа духовного развития. Например в Коран
сказано:
- «Но среди них есть такие, которые говорят:
«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити
нас от мучений в Огне» (Коран, сура «Корова», аят 201).
Надо
помнить мусульманам и не мусульманам, что большая часть пророческой миссии
Посланника Аллаха пришлась на мекканский период, когда он терпеливо доводил
мировоззренческие и нравственные ценности ислама окружающим, начиная со своих
родных, близких, друзей, соседей и ничуть не стремился занять правящее
положение, хотя он пользовался доверием и уважением как честный человек.
Мусульмане должны понимать, что это важный пример жизни в обществе, которым
нельзя пренебрегать. Потому что близкие и родные имеют первоочередное право
(хакк) на мусульманина, на его добросовестное отношение и добрый призыв.
Мусульманин должен понимать, что в Судный День его вначале ждет спрос за то,
как он заботился о своих родных и близких, тогда как о далеких единоверцах
возложена далеко не на всех мусульман.
Надо проявить терпение и заниматься воспитанием сердец на своем уровне
ответственности – личном, в семье, в коллективе. В масштабе публичной власти и
общественного правопорядка государственным органам необходимо помогать: «Знание
прежде слов и дел».
Известный исследователь Карен Армстронг пишет, что «Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) шёл, чтобы
предупредить людей Мекки и её окрестностей и своё собственное племя,
курайшитов, что если они, объединившись, не начнут создавать более справедливое
и достойное общество, восстановив старые племенные ценности: уход за бедными,
сиротами, вдовами, угнетёнными, то произойдёт страшная катастрофа. Он принёс
людям нравственное, моральное, этическое и социальное послание: мы все равны
перед Богом, и мы должны относиться друг другу хорошо, с состраданием,
сочувствием и справедливостью».
Донесение
важности встравания мусульман в современное общество
может быть основано на хадисе, переданном ат-Табарани: «Самые лучшие из людей – это самые полезные
для людей». Важно отметить, что в отличие от других хадисов, призывающих к
поддержке и взаимопомощи между «братьями», т.е. мусульманами, в этом хадисе
говорится о людях вообще, без различия в религии, этнической принадлежности,
расы, социальной группы. Соответственно,
полезность людям – есть важная Сунна, достижимая только путем вовлечения в
социальную, общественную, экономическую и другие сферы жизни, в обществе
проживания мусульман.
Асылбек Избаиров
Доктор исторических наук,
профессор кафедры религиоведения
Евразийского
Национального университета имени Л.Н. Гумилева
Комментариев нет:
Отправить комментарий