Анализ идеологии
и практики радикальных религиозных организаций помог выявить несколько основных
признаков их деятельности. Таковыми признаками являются:
·
агрессивность
по отношению к действующим политическим институтам, что способствует проявлению
в исламе фитны (хаоса, смуты), являющейся греховным проявлением;
·
применение
метода «такфира» (обвинение в неверии и провозглашение объекта неверия
«кафиром») по отношению к существующим политическим институтам и историко-культурным
устоям общества, отторгая и обвиняя их как «неисламские», т.е. «общество
кафиров или общество периода джахилийа». То же самое относится и к простым
рядовым мусульманам, которые в этом случае также рассматриваются как «кафиры»,
«мушрики» и пр.;
·
трактовка
положений джихада в его односторонней форме, как «священной войны против
кафиров» – джихад меча;
·
непризнание
четырех мазхабов ислама (религиозно-юридических школ – ханафитской,
маликитской, шафиитской, ханабалитской) т.е., непризнание богатого исламского
наследия – его мазхабной формы;
·
использование
приемов психологической и семантической манипуляций, гипноза, кодирования,
психотропных препаратов, подтасовки фактов.
·
создание
четкой иерархизированной организации, единолично подчиняющейся своему лидеру (
в особенности, в форме «учитель-ученик»), когда лидер превращается в своего
рода «святого» для остальных членов организации (мессианский характер).
Активное и умелое использование радикалами
этих положений являются средствами для манипуляции общественного сознания, для
вербовки людей. Очевидно, что борьба с
религиозным экстремизмом и терроризмом может быть эффективной только с позиций
традиционного классического ислама, противопоставленного в своей основе этой
экстремистской идеологии.
Одним из негативных признаков является непризнание
четырех мазхабов ислама (религиозно-юридических школ – ханафитской,
маликитской, шафиитской, ханабалитской) т.е., непризнание богатого исламского
наследия – его мазхабной формы, о чем пойдет речь в нашей статье.
Что такое мазхабы. Огромное творческое и интеллектуальное
наследие ислама для понимания простых верующих является делом
трудным. Это подобно степи, где растут много трав являющихся полезным, а в
отдельных случаях в результате неправильного применения ядовитым для человека и
некоторые люди (в нашем случае муджтахиды) знающие эти травы нам изготавливают
готовые лекарства, которых мы применяем для излечения от конкретной болезни по
назначению. Точно также и мазхабы это готовые рецептуры для людей направленных
на решения возникающих проблем на основе ислама. Мазхабы это своеобразный итог
интеллектуального и творческого наследия ученых ислама.
В данном случае отрицание мазхаба это отрицание
богатого культурного и интеллектуального наследия ислама, т.е. отрицания ислама.
Другой особенностью мазхабов это умение сочетать
исламские традиции и не входящие с исламом противоречие некоторые местные
традиции.
Так наш ханафитский мазхаб за период своей эволюции как раз таки
сумел сгладить эти противоречия. Он был вплетен в традицию казахов и является
его системообразующим каркасом. Ханафиты, равно как и матуридиты, отстаивали
этот каркас как защиту от всяких чуждых новых заблуждений. Например, Абу Ханифа
говорил, что любая негативная характеристика сахабов (сподвижников Пророка)
может вывести человека из религии. Вспомните, как во времена имама Матуридийа в
943 г. за одну ночь из Бухары выгнали всех исмаилитов...
Чтобы разрушить наше государство, враги прежде всего
стремятся нанести удар по ханафитскому учению. Кто-то делает это извне, называя
ханафитское учение бидой (нововведением), кто-то изнутри, преподнося свое
ложное учение за ханафитское. При этом и те, и другие выполняют одну задачу -
сломать ханафитское учение. А некоторые доверчивые мусульмане попадаются на эту
удочку.
Преимущества ханафитского учения очевидны - это
вытекает и из исторического его доминирования, и из мощной теологической
платформы. Просто это нужно грамотно донести до людей. Например, с позиции
ханафитского учения можно четко и доступно объяснить основные заблуждения
радикалов в таких сложных вопросах как, например, что такое амал (деяния),
входит ли амал в иман (веру), что такое иман (вера), дать верную трактовку
понятия "тагут" (идолопоклонничество) и т.д.
Глава
государства Н. Назарбаев в одном из своих выступлении сказал: «Исламская религия – это одна из духовных
опор нашего народа». Также и в стратегии «Казахстан 2050» подчеркнуто: «Мы гордимся тем, что являемся частью
мусульманской уммы. Это наши традиции».
А в принятом законе «О религиозной деятельности
и религиозных организациях» (от 2011 года) особо сказано, что «Республика Казахстан признает
историческую роль ислама ханафитского направления в развитии культуры и
духовной жизни народа».
Самое
главное Президент страны Н. Назарбаев в определении для мусульман религиозных
установок, подчеркнул, что мы являемся «суннитами
ханафитского мазхаба». Эти слова Президента являются столь важными и нужно
понимать цену этих слов.
Далее
Президент страны Н. Назарбаев в продолжений этой
мысли сказал, что мы должны ценить тот
ислам, который призывает к проявлению патриотизма, истиной веры, и подчеркнул, что надо «следовать заповедям, но не ударяться в крайности… Во исполнение святых
заветов Корана, развитие и процветание религии должно идти по пути оказания
помощи немощным, сопереживания, братства, уважения к старшим, воспитания детей,
защиты Родины и народа, призыва к единству. Только так религия может проявить
заботу о государстве и принести пользу. Тогда она будет служить единению народа.
Асылбек Избаиров
Доктор исторических наук,
профессор кафедры религиоведения
Евразийского
Национального университета имени Л.Н. Гумилева
Комментариев нет:
Отправить комментарий