«Казахстан – светское
государство: конституционно-правовой аспект»
На территории Осакаровского района проживают более 56 национальностей, имеются 21 религиозных объединений, 10 мечетей, 11 иных религиозных объединений.
Народы мира сегодня находятся в поиске собственных
моделей государственно-конфессиональных отношений. Многие из них сделали выбор
в пользу принципа светской государственности в надежде, что именно она позволит
с одной стороны интегрировать нацию, обеспечит возможность межкультурных
коммуникаций, диалога представителей различных этносов и религий во имя общего
дела, процветания, стабильности, а с другой стороны, сохранить самобытность
этносов, культурных, религиозных общностей, составляющих единство нации.
Первостепенной задачей государственной политики в сфере религии на ближайшие
годы является упрочение светских устоев государства, обеспечение прав граждан
на свободу совести. Светскость является ключевым принципом современного
правового демократического государства. В современных реалиях сосуществуют
различные формы светских, атеистических и теократических государств. Но именно
светские формы государства преобладают в современном мире и входят в число
наиболее успешных и конкурентных стран. Утверждая себя светским государством,
Республика Казахстан в Конституции и законодательстве закрепила принципы, в
соответствии с которыми строятся отношения государства и религиозных
объединений, а именно: отделение религиозных объединений от государства, от
государственной системы воспитания и образования, от армии и правоохранительных
органов. Между тем в светском государстве религиозные объединения в рамках
закона оказывают помощь государству и обществу в выполнении функций социальной
защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности, удовлетворения духовных
потребностей. С другой стороны, государство не вмешивается в деятельность
объединений до тех пор, пока эта деятельность не противоречит законодательству,
в противном случае государством принимаются меры принуждения. При этом важным
является главное условие, присущее светскому государству, — деятельность
религиозных объединений не должна быть направлена на насильственное изменение
конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности
государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной,
сословной и родовой розни. В Республике Казахстан планомерно реализуется
наиболее близкая к классической форма светского государственного устройства,
которая не игнорирует роль религии и религиозных объединений в общественном
развитии, но принципиально отстаивает разделение сфер государства и религии и
невмешательство в дела друг друга. Насколько последовательно и эффективно будут
реализованы принципы светскости в развитии государства, настолько своевременно
Казахстан сможет ответить на современные вызовы и угрозы национальной
безопасности. Последовательное воплощение принципа светскости в
правоохранительной и судебной деятельности, военной службе и службе специальных
органов обеспечивает достижение безопасности и защиты целостности государства.
Не допускается влияние религиозных идеологий, способных снизить боевую и оперативную
готовность служб к возможным вызовам и угрозам национальной безопасности.
Светское устройство Казахстана создает равные условия для развития всех культур
этносов и конфессий на территории государства. Казахстанская модель
межэтнических отношений сформировалась и продолжает развиваться на основе
гражданской, культурной и национальной идентичности казахстанского народа.
Казахстан, провозглашая себя светским государством, не самоустраняется от
создания гарантий осуществления свободы совести. Конституционное и
законодательное регулирование реализации данного права гражданами Республики
Казахстан соответствует общепринятым международно-правовым нормам в области
свободы совести и вероисповедания. Развитие Казахстана в настоящее время
сопровождается сложными процессами в духовной жизни общества, ростом
религиозных объединений как традиционно исповедуемых религий, так и новых
религиозных течений. В связи с этим государство должно, в первую очередь,
обеспечить исполнение религиозного законодательства, и в то же время необходимо
изучение тенденций развития религиозных направлений и всесторонняя работа по
нейтрализации деструктивных проявлений в религиозной среде. Наш народ
удивительно жизнестоек, силен и мудр. Мы живем в стране, которую столетиями
населяют народы разных культур. Нам всем необходимо учиться бережно сохранять
традиции народов, вести межкультурный диалог. К. Саккулаков, секретарь
районного маслихата
Комментариев нет:
Отправить комментарий